Главная

Наша история

События

Вечная память

Помоги!

На связи

вернуться на 1-ю страницу

                                                                              Спаса Нерукотворного Образа

     Первая церковь в Илимском остроге была сооружена в 1645 году во имя Спаса Нерукотворного Образа. Никаких данных о церкви не осталось, церковь сгорела в конце ХVII века, но  сохранились схематичное  изображение и краткое описание второй Спасской церкви, построенной на месте сгоревшей. Церковь была трех предельная и представляла собой крупный четверик под крещатыми бочками с небольшими боковыми главками, и центральной более крупной. С южной стороны от церкви стояла рубленная восьмиугольная шатровая колокольня. Эта церковь тоже была уничтожена пожаром, а вместо нее в 1787 году был возведен третий храм, сохранившийся почти без изменений до середины ХХ века.
     Новая церковь была трехпредельная с размещением приделов в теплом нижнем этаже: предел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, предел во имя Алексия, человека Божия. Верхний неотапливаемый этаж, освященный во имя Спаса Нерукотворного Образа, предназначался для летних богослужений.



Спасская церковь. Г.Илимск. Фото Н.А. Пономарева. 1913г. ГАИО
 

Спасская церковь. Г.Илимск. Рисунок первой трети XIX века.ИИМК.

      Потолок и стены церкви в 1815 году расписаны на библейские сюжеты. Нижний этаж разделялся на храм и трапезную.Два ряда столбов во всюдлину трапезной поддерживали потолок. Скамьи радами располагались вдоль стен.  По сравнению с предыдущими храмами Иркутской епархии, объемно-пространственная композиция Спасской церкви живописна с усложненностью форм и объемов с силуэтной выразительностью здания. Колокольню выстроили одновременно с церковью.
      В 1925 году Иркутский губисполком включил Спасскую церковь в списки построек, представляющих историческую ценность. В 1930 в церковном здании устроили этапный пункт для пересылки заключенных, а через несколько лет храм окончательно разрушили. К приходу Спасской церкви были приписаны храмы: Введенский, Казанский, Предтеченский в г.Илимске; Николаевский в д.Мука, Архангельский в с.Шестаковское; Иннокентьевский в с.Голиковское и часовня в д.Оглоблина.
      Деревня Оглоблина упоминается в документах с 1666 года. Население в ней было почти исключительно казацкое. Часовню во имя святых  Кирика и Иулитты построил крестьянин Ф.А. Оглоблин в 1870 году.Здание ее было деревянное, небольшое, над куполом возвышался железный вызолоченный крест. Полы, стены и потолок часовни не были обшиты и окрашены. Иконостас был одноярусный простой работы.  В 1914 году вместо этой часовни решили возвести церковь и даже освятили место под строительство, но на том дело остановилось, церковь в деревне так и не была построена.

                                         Церковь Казанской иконы Божией Матери.

      Казанская церковь - самая древняя из сохранившихся в Иркутской епархии, в настоящее время восстановлена в музее под открытым небом "Тальцы". Согласно клировым ведомостям, построена она была     в 1679 году илимским соборным попом Петром Максимовым  и стояла вне стен Илимского острога, неподалеку от проезжей Спасской башни.



Казанская церковь и Спасская башня

       Архитектор Ю. Н. Гумбург предположил, что причиной создания церкви являлся обычай  молиться каждому проезжающему через ворота башни о благополучном начале или исходе путешествия. А так как по его мнению   расположение часовни на втором этаже башни неудобное, это и заставило  устроить еще одну на земле.  Другие его предположения касаются причин посвящения церкви иконе Божьей Матери. Согласно его выводам, церковь мог построить Илимский воевода, который был особенно ревностным служителем государства и знал о том, что икона Казанской Божьей Матери стала после побед Минина и Пожарского знаменем русского воинства. Также он указывает на то, что в результате исследования 1883 г. М. Сизова, было установлено, что в алтаре не оказалось иконы, которой посвящена церковь, а была икона Знамения Божьей Матери. А так как чудотворная икона Знамения Богоматери была достопримечательностью Устюга, и поскольку устюжане находились в числе насельников края, этот автор предполагал, что построил эту церковь кто-то из устюжан.
       В древнерусском искусстве рядом с образом Спаса стоит образ Богоматери, близкий ему по своему смыслу и значению, по тому месту, которое он занимал в сознании и в духовной жизни людей. Богородицу называют «начатком спасения» в прославляющих ее церковных песнопениях. Богородица сострадает мукам Сына и отзывается на бесчисленные людские беды. Легенда о хождении Богоматери по аду сложилась в Византии. В Древней Руси в это сказание были внесены существенные поправки. В Русском изводе Мария при посещении ада ужасается видом несчастных грешников, оплакивает их и напоминает Богу о том, что даже праведники совершали грехи, она добивается того, чтобы от четверга на Страстной неделе на пятьдесят дней грешники были избавлены от адских мук. В этом русском истолковании легенды выступает представление о Богоматери как о заступнице, что было одной из причин популярности ее образа.
      Различные изводы иконы Богоматери не только хранились в храмах, но и находились в каждой семье. Подобное отношение к Богородице имеет глубокие причины, ее образ стоит в одном ряду с дохристианскими представлениями о Матери-сырой земле, прародительнице и заступнице всего сущего. В «Свитке Ерусалимском» XVII в. сообщается, что каждый человек имеет три матери: первая — Богородица, как заступница всех людей, вторая — земля, как природа, породившая все живое, третья — та, кто «скорбь приняла», в муках родила.
      Это дает понимание причин той традиции, следуя которой жители Илимска хотели для божественного заступничества призвать Богоматерь, поставив для ее иконы около проездных ворот церковь. В этом смысле показательны также факт и легенда о сооружении одного из ранних надвратных храмов во имя Богоматери Портаитиссы — Вратарницы.



Храм во имя иконы Казанской Божией матери

      Строилась Церковь Казанской иконы Божией Матери вероятно по заказу воеводы, потому что в храме было выделено специальное воеводское место. Предполагается, что первоначально церковь представляла собой небольшую клетскую постройку, и только позднее с западной стороны был пристроен широкий храм.
      Казанская церковь обладала уникальной объемно-пространственной композицией, в которой главенствующую роль играл динамичный и высокий сруб алтаря. Это была одноэтажная деревянная постройка с компактным срубом, в котором размещался храм. Алтарная часть завершалась живописным бочечным покрытием и была гораздо выше храма. Бочка увенчана одной главкой, поверхность которой, как и шейка, покрыта лемехом. С западной стороны во всю ширину трапезной устроено крыльцо под односкатной кровлей. В церкви было 12 окон, в половине из которых вместо стекол стояли рамы со слюдой в железных переплетах.
       Внутри устройство Казанской церкви было также необычно. У самого алтаря, возле клиросов, была поставлена стенка-ширма, которая выделяла пространство, называемое воеводское место.  Оно предназначалось для воеводы и членов его семьи. Здесь по обеим бокам стояли скамьи. Храм занимал в длину 7 аршин и делился двумя продольными перегородками на три части. Перегородки представляли собой рамы с укрепленными в них древними иконами. Их писали на холсте и прочно наклеивали на доски. Такими же иконами на холсте, но не наклееными на доски, были покрыты потолки церкви и алтаря. По преданию, во время богослужений молящиеся занимали определенные части храма
соответственно их полу и возрасту: вправо от входа в храм становились старцы, влево - старицы, среднюю часть занимали люди среднего возраста. Стены внутри храма были отесаны, но не крашены и не белены. Снаружи все стены во второй половине ХIХ века были обшиты гладкими досками.



Экскурсия. Музей под открытым небом "Тальцы" г.Иркутск

     В 1925 году Иркутский губисполком взял церковь на учет как уникальный памятник старины и передал ее в ведение областного научного музея. Проверка сохранности здания показала, что из-за невежства местных властей церковь была варварски обезабражена. В составленном акте приводятся следующие факты: " в церкви устроили общественную уборную, уничтожили иконостас, изрубили иконы, сожгли деревянную скульптуру и резьбу. А затем в порядке охраны собрали ценнейшие иконы ХVII столетия и заколотили ими выбитые окна".  В таком виде, постепенно разрушаясь от времени, Казанская церковь простояла до строительства Илимской ГЭС и только в конце 1960-х годов, при подготовке ложа под водохрагилище, она была перевезена во вновь созданный неподалеку от Иркутска музей под открытым небом, где была восстановлена по проекту архитектора Г.Г. Оранской..

 


Церковь Казанской иконы Божией матери
 

                                        Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

         
Точная дата строительства церкви не установлена. Клировые ведомости относят ее основание к 1696 году, но на карнизе имелась малоразборчивая надпись, свидетельствующая о построении церкви в 1673: "лета 7181 (1673) построена сия церковь".
      Это был клетский храм длиной 9 саженей 2 аршина, шириной 4 сажени 2,5 аршина. Стены ее были сложены из массивных бревен с рубкой углов с остатком. Необычно устройство храма и алтаря в одном объеме, сложенном едиными венцами, в то время как еще в 1660-е годы архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон строго предписал, что алтари у церквей должны быть только прирубленными, "а не в одной стопе с храмом". Высокий четвериковый сруб храма  имел с западной стороны более низкий прируб трапезной. Над кровлей храма возвышался малый четверик, завершенный бочкой, с коньком и двумя одинаковыми главками. Двуглавие храма означало наличие двух приделов: один во имя
Введения во Храм Пресвятой Богородицы, другой - во имя Святителя и Чудотворца Николая.
      Храм отделялся от трапезной капитальной стеной с дверью и крупными проемами по сторонам. Введенская церковь первоначально отапливалась по-черному. Печь размещалась под полом, во время топки дым шел в трапезную, наглухо закрытую в это время от храма. В верхней части стены было прорублено окно, через которое дым выходил наружу. После топки печь "куталась", открывались двери и специальные проемы между трапезной и храмом - таким образом нагревалась вся церковь. К концу ХIХ века черная печь была заменена на обычную. Иконостасы обоих приделов простой столярной работы были в два яруса. У клиросов стояли массивные деревянные восьмиконечные кресты до двух саженей высотой. Согласно народному преданию, один из крестов был сделан "на корню" по желанию воеводы А.Змеева. Основание креста действительно было зарыто в землю и выходило в храм из-под пола. Летописи отмечают, что все иконы храма были древние, написанные на холсте и прочно наклеенные на доски.
        Введенская церковь - уникальный памятник архитектуры второй половины ХVII века, была варварски разрушена в 1949, несмотря на то, что с 1925 года согласно постановлению Иркутского губисполкома, а с 1948 - постановления СМ РСФСР, она охранялась государством.




Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы

                                                              Церковь св.Иоанна Предтечи.

       Церковь раполагалась в глухой тайге в 5 верстах от города Илимска. По народному преданию храм соорудили заблудившиеся казаки, давшие обет построить церковь своими руками в том месте, где они найдут выход из тайги. Храм был освящен в 1707 году во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Исследователь церковных древностей и летописец Илимских храмов священник М.Сизой (вторая половина ХIХ века) считал, что церковь была построена раньше, так как на святом антиминсе имелась надпись, что храм освященнодействован тобольским митрополитом Филофеем в 1704, - значит, к этому времени должен был быть построен.
      Это была небольшая одноэтажная постойка клетского типа, длиной 5 саженей 2 аршина и шириной 4 сажени, состоящая из прямоугольного храма и массивного пятигранного алтаря. Храм перекрывала пологая двускатная кровля. Единственная маленькая главка на стройной шейке, покрытая лемехом, венчала храм. Эту простую, но выразительную объемную композицию замыкала галерея на столбах высотой до два аршина от земли, огибавшая храм с трех сторон. В семи окнах церкви была вставлена слюда вместо стекол. Входы в церковь располагались с двух сторон: главный с западной, второй - с северной стороны галереи.
      Стены и потолки храма отесаны и оставлены такими без окраски и побелки. Интересно указание церковных  летописцев о наличии в храме скамеек вдоль стен. Иконостас был древней простой работы "незатейливо сколоченный из досок и балок, на которых так же просто укреплены местные иконы, писанные на холсте". В храме сохранялись иконы древней живописи и старинный предметы церковной утвари.
      В 1925 году Предтеченская церковь в числе других Илимских храмов была взята Иркутским губисполкомом на учет как памятник архитектуры. В 1930-1940-е в здании размещалась мельница, до наших дней храм не сохранился.          
перейти к следущей странице

Зачало.Ru - размещение православных сайтов

© 2010-2018  Православие на Илиме. г.Железногорск-Илимский.
Сайт на православную тематику. Создан по благословению протоиерея Игоря Янавичюса.

  Яндекс.Метрика